ОГЭ по информатике
Вариант 1
Мы предлагаем в этом варианте задачи с ответами, а также видеоразборы решений каждой задачи.
  • Уровень: базовый
  • Время выполнения: 150 мин.
  • Количество заданий: 16

Часть 1

Задание 1.
В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется 8 битами.
Кирилл написал текст в нём нет лишних пробелов:
"Боксёр, овчарка, лабрадор, далматинец, ротвейлер, хаски - наиболее популярные породы собак."
Ученик вычеркнул из списка название одной породы собак. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятую и пробел два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в этой кодировке оказался на 9 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название породы собак.
Задание 2.
Дети играли в шпионов и закодировали сообщение придуманным шифром. Кодовая таблица приведена ниже:

А

Б

В

Е

Н

Р

Ш

&&#

&@

@@&

@#

&##

#&#

@


Расшифруйте сообщение. В ответе запишите получившееся слово (набор букв).

#&#@#@@&&&#&##@

Задание 3.
Определите количество натуральных чисел x, для которых истинно логическое выражение:
НЕ ((x ≥ 53) ИЛИ (x < 29))
Задание 4.
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице.


A

B

C

D

E

A


1

5


2

B

1



6


C

5



1

7

D


6

1



E

2


7




Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и D, проходящего через пункт B (при условии, что передвигаться можно только по указанным в таблице дорогам). Каждый пункт можно посетить только один раз.
Задание 5.
У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 2
2. умножь на 3
Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая утраивает его.
Составьте алгоритм получения из числа 11 числа 13, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 21211 – это алгоритм:
умножь на 3
вычти 2
умножь на 3
вычти 2
вычти 2,
который преобразует число 2 в 8.)

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Задание 6.
Ниже приведена программа, записанная на языке программирования Python:

s = int(input())
t = int(input())
A = int(input())
if (s > 10) or (t > А):
   print("YES")
else:
   print("NO")

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел:
(1, 2); (11, 2); (1, 12); (11, 12); (–11, –12); (–11, 12); (–12, 11); (10, 10); (10, 5).
Укажите целое значение параметра А, при котором для указанных входных данных программа напечатает «NO» пять раз.
Задание 7.
Доступ к файлу cat.jpg находится на сервере snowman.com, осуществляется протокол https. Фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите последовательность этих цифр, кодирующий адрес указанного файла в сети Интернет.

1) /
2) .com
3) ://
4) snowman
5) jpg
6) cat.
7) https
Задание 8.
В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» -- символ «&».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

Запрос

Найдено страниц(в тысячах)

Краска | Палитра

332

Краска & Палитра

130

Краска

210


Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу
Палитра?
Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что хранящаяся на поисковом сервере информация о наборе страниц, содержащих все искомые слова, не изменялась за время выполнения запросов.
Задание 9.
На рисунке – схема дорог, связывающих города A, B, C, D, E, F, G, H. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город H?
Задание 10.
Вычислите значение арифметического выражения:
111110112 + 11018 + 10116
В ответе запишите десятичное число, основание системы счисления указывать не нужно.

Часть 2

Задание 11.
В эпизоде одного из произведений И.А. Гончарова, содержащегося в подкаталоге каталога Проза, персонаж по фамилии Волков сообщает о некой семье, в которой говорят только об искусстве. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора определите фамилию главы этой семьи.
Файл для выполнения задания
Задание 12.
Сколько всего файлов с расширениями .pdf и .png содержится в подкаталогах Брюллов и Перов каталога
DEMO-12/Живопись, а также в подкаталогах Есенин и Пушкин каталога DEMO-12/Поэзия?
В ответе укажите только число.
Файл для выполнения задания
Задание 13-1.
Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге DEMO-13, создайте презентацию из трёх слайдов на тему «Ягуар». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, ареале обитания, образе жизни и рационе ягуаров. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.
Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена.

Требования к оформлению работы

1. Ровно три слайда без анимации. Параметры страницы (слайда): экран (16:9), ориентация альбомная.
2. Содержание, структура, форматирование шрифта и размещение изображений на слайдах:
первый слайд – титульный слайд с названием презентации, в подзаголовке титульного слайда в качестве информации об авторе презентации указывается идентификационный номер участника экзамена;
второй слайд – основная информация в соответствии с заданием, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 2:
•       заголовок слайда;
•       два изображения;
•       два блока текста;
третий слайд – дополнительная информация по теме презентации, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 3:
•       заголовок слайда;
•       три изображения;
•       три блока текста.
В презентации должен использоваться единый тип шрифта. Размер шрифта для названия презентации на титульном слайде – 40 пунктов, для подзаголовка на титульном слайде и заголовков слайдов – 24 пункта, для подзаголовков на
втором и третьем слайдах и для основного текста – 20 пунктов. Текст не должен перекрывать основные изображения и сливаться с фоном.
Файл для выполнения задания

Задание 13-2.
Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце.
Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки абзацев основного текста – 1 см. Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала. Основной текст выровнен по ширине; заголовок текста, текст в ячейках первой и седьмой строк таблицы, первого столбца таблицы – по центру; в ячейках второго столбца –выравнивание по левому краю. Во всех ячейках таблицы применено вертикальное выравнивание по центру. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным шрифтом, курсивом или подчёркиванием. Таблица выровнена на странице по центру горизонтали. Ширина таблицы меньше ширины основного текста.
При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
Интервал между заголовком текста и текстом, между абзацами текста, между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.
Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы.
Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.
Задание 14.
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по математике и физике. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы.

A

B

C

D

E

1

Ученик

Район

Математика

Физика

2

Шамшин Владислав

Майский

65

79

3

Гришин Борис

Заречный

52

30

4

Огородников Николай

Подгорный

60

27

5

Богданов Виктор

Центральный

98

86


В столбце A указаны фамилия и имя учащегося; в столбце B – район города, в котором расположена школа учащегося; в столбцах C, D – баллы, полученные соответственно по математике и физике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.

Выполните задание.

Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.

  1. Сколько участников набрали более 160 баллов в сумме по двум предметам? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G1 таблицы.
  2. Чему равен минимальный балл по математике у учащихся Заречного района? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G2 таблицы.
  3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из Заречного, Подгорного и Центрального районов. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.

Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.

Файл для выполнения задания
Задание 15.
На бесконечном поле имеются четыре стены, соединённые между собой, которые образуют прямоугольник. Длины стен неизвестны. В левой вертикальной стене есть ровно один проход. Проход не может примыкать к углу прямоугольника. Точное место прохода и ширина прохода неизвестна. Робот находится около нижнего конца левой вертикальной стены, снаружи прямоугольника и выше нижней стены.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные вдоль стен прямоугольника с внешней стороны и угловые клетки. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера прохода внутри стены.
Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.
Сохраните алгоритм в формате программы Кумир или в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы.
Задание 16.
Напишите программу, которая в последовательности натуральных десятичных чисел определяет среднее арифметическое элементов, запись которых в системе счисления с основанием 7 оканчивается цифрой 4. Если среди входных данных таких элементов нет, программа должна вывести «NO». Программа получает на вход натуральные десятичные числа, не превышающие 30 000, каждое в отдельной строке. Количество введённых чисел неизвестно, их последовательность заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, в последовательность не входит).
Программа должна вывести одно число – среднее арифметическое десятичных чисел (элементов последовательности), запись которых в 7-ричной системе счисления оканчивается цифрой 4, или «NO», если среди входных данных таких элементов нет.

Пример работы программы

Входные данные

Выходные данные

11

25

30

14

54

0

18